Митрополита Вениамина (Федченкова)

Люди почти -- не молятся! Мир весь запутался в неразрешимых вопросах разного рода. Все в беспокойстве и ожидании ещё худших бедствий. Все ищут разрешения мировых проблем. И почти -- не молятся Богу о помощи в столь великих бедствиях… Мало того, верующие даже и те, которые исповедуют себя открыто христианами, все-таки ищут разрешения мучительных вопросов теми же путями, как и неверующие, то есть умом, политикой, войной, соглашениями, а не молитвой к Премудрому. Хуже того, заявляя себя верующими, люди -- в жизни или НЕ МОЛЯТСЯ совсем, или ограничиваются только посещениями приходских храмов в праздничные дни.

Наступило какое-то время «ПУСТОЙ» веры! Ещё если и «говорят Митрополита Вениамина (Федченкова)» о Боге, – то Ему не молятся, точно Его и НЕТ вообще. Если прежде повторяли слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва», то теперь приходится добавлять: «Вера без молитвы – МЕРТВА». Исчезает из жизни молитва. И такое опустошение души привело людей -- в мучительное, ужасное, греховное состояние: если люди не молятся, то дело плохо! К сожалению, большинство людей в наше время даже и НЕ ПОНИМАЮТ -- как ОПАСНО жить БЕЗ -- молитвы, без веры в Бога, а значит жить – без ПОКРОВА Божией ЗАЩИТЫ! Каждодневно подвергая себя и своих близких -- смертельной ОПАСНОСТИ бесовских нападений, которые как правило, бесы осуществляют через подвластных им дурных людей. И только Митрополита Вениамина (Федченкова) Божий Промысел, Доброта Божия и долготерпение Божие до поры и до времени -- БЕРЕЖЕТ многих таких забывчивых, неблагодарных людей -- от преждевременных несчастий и бед. И только когда люди упорно СТОЯТ в своем НЕВЕРИИ, в своем РАВНОДУШИИ и неблагодарности Богу, в своём – НЕЖЕЛАНИИ признавать Господа – только тогда Господь СНИМАЕТ -- свой Покров и ОСТАВЛЯЕТ этих НЕПОКОРНЫХ людей -- на произвол судьбы!

И потому я решил дать толкование ГЛАВНОЙ -- молитвы всех христиан – молитвы Господней «Отче наш». Во-первых, авторитетность этой молитвы -- ИСКЛЮЧИТЕЛЬНА: её дал миру -- Сам Бог, Спаситель наш Иисус Христос! Значит, и нужно молиться. Во-вторых, эта молитва самая распространенная и Митрополита Вениамина (Федченкова) известная среди христиан. В-третьих и это самое ВАЖНОЕ – в этой молитве Господь указал человечеству на содержание наших молитв – как и о чем нужно молиться. Никто уже не осмелится возражать по этому вопросу, ибо Сам Господь -- дал такую, а не иную молитву. Так и должно молиться.

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ -- «ОТЧЕ НАШ».

Обычно при толкованиях Молитвы Господней изъясняются отдельные части (или прошения) её, а потом и отдельные слова. И я не помню, чтобы где-нибудь мне пришлось читать общий синтез этой молитвы – т.е. её основную мысль, главный дух, который проникает все отдельные части и даёт общий тон ей. Во Митрополита Вениамина (Федченкова) всяком случае я и сам нередко задавал себе этот вопрос, но не сразу находил на него ответ: отдельные, частные моления еще понимались так или иначе, но обобщить их в нечто цельное, единое, господствующее было трудно. Но если мы задаёмся целью разъяснить эту молитву, то естественно задаться прежде всего целью -- найти эту основную, всепроникающую мысль и дух её. И не может быть, чтобы в Божественной молитве Господа Иисуса Христа были бы указаны только отрывочные мысли, не связанные единым центром. Наоборот, тут мы обязаны усмотреть цельность и единство уже по одному тому, что религиозная жизнь требует исключительной сосредоточенности, концентрации всего Митрополита Вениамина (Федченкова) человека, всецелой устремленности души. Как Сам Бог есть высочайшая Простота, Единство, свободное от всякой сложности и разделённости, так и от молитвенников Своих Он требует того же. И потому Сын Божий, в данной Им молитве непременно должен был дать -- нечто цельное, единое, всеохватывающее, как и Он Сам был един со Отцом. Какая же это главная мысль? Каков основной дух Молитвы «Отче наш»? Что в ней центральное, объединяющее?



Когда я задумывался над этим вопросом, то нелегко вскрылся мне ответ. И лишь после выяснения всех отдельных прошений этой молитвы мне с Божией помощью удалось увидеть необыкновенное единство всей молитвы. И оно потом оказалось таким Митрополита Вениамина (Федченкова) простым и необходимым, что даже и невозможно думать иначе для верующего человека. В самом деле, задумаемся немного об основном вопросе религии: в чём суть веры? – в Боге! Вот очевидный и обязательный ответ. Бог – всё для верующего!

Всё, решительно всё, без малейшего ограничения, должно быть -- отдано Богу. Всякое раздвоение, обособление -- от Бога должно почитаться -- ущербом веры и изменою Богу. Конечно, это трудно в жизни, но в идеале, в цели так должно быть. И Сын Божий не мог иначе учить людей молиться, как только при полной отданности -- Богу. Он и Сам так молился и жил, творя не Свою волю Митрополита Вениамина (Федченкова), а волю Отца, и учеников учил тому же. Потому и наставлял: «Возлюби Бога Твоего всем сердцем твоим, всею мыслию твоею, всем разумением твоим». Без остатка. И ещё: «Не можете Богу работать и маммоне». Бог, как единственное благо, как единый «Сущий», как единственный источник жизни, и всякого смысла, и цели всего существующего, сотворенного Им, – Бог должен быть единственной целью молитвы и жизни для твари – не только для ангелов, но и для людей. Если мы теперь, окинем общим взором всю Молитву Господню в целом и отдельных частях её, то совершенно легко увидим -- эту основную идею, которая выражается именно одним этим словом – Бог Митрополита Вениамина (Федченкова). Или сказать более пространно: всё -- к Богу и всё -- от Бога.

Уже само обращение -- к Богу, просьбы -- к Нему, как Единому Дародателю всего, приковывает сразу нашу душу -- к Нему: мы устремляемся сердцем и умом «туда», -- к Нему. И содержание последующих молитв-просьб покажет нам, что действительно Он – единый ЦЕНТР всего и для всего – как на Небе, так и на земле. И даже самая форма прошения – «дай», «оставь», «избавь», и обращение к Богу, как ЖИВОМУ -- слушателю молитв, во втором лице – «имя Твое», «Царствие Твое», «воля Твоя», как впрочем, и в других молитвах, – всё это ВВОДИТ наш дух -- в непосредственное Митрополита Вениамина (Федченкова) ОБЩЕНИЕ с Богом. Человек весь устремляется к Богу. И так во всей Молитве Господней. Подобным образом и упоминание о «хлебе насущном» является лишь подтверждением обращенности души к Богу, за самым незначительным попечением её о самом необходимом. А все прочее прямо относится к Богу. И потому должно сказать, что ГЛАВНАЯ мысль молитвы Господней -- есть Бог!

Вторая мысль из этой первоосновной, есть идея об отношении -- к Миру. Иногда (особенно у мирских толкователей) проявляется наклонность использовать слова Молитвы Господней для ОПРАВДАНИЯ -- этой земной жизни, всей человеческой многосуетности в создании культуры или, как принято было говорить, для создания «царства Божия на земле». Для Митрополита Вениамина (Федченкова) этого такие толкователи старались -- ПРИСПОСОБИТЬ слова молитвы «да приидет Царствие Твое» – на землю, на социально-моральное устройство гражданских порядков, и «да будет воля Твоя»… на земле. Такая пагубная тенденция была и есть у протестантских обществ, а также и у так называемых живоцерковников и обновленцев, эта греховная идея захватывала широкие круги не только интеллигенции, но даже и многих из духовенства в России.

Но должно, с решительностью сказать, что в Молитве Господней не только -- НЕТ подобной греховной идеи, но наоборот, она вся ПРОНИКНУТА совершенно противоположным духом -- МИРООТРЕЧЕНИЯ, надземности! Конечно, не всякому из нас это может нравиться; человек может даже протестовать Митрополита Вениамина (Федченкова), против такого направления христианства – это его свободный выбор; но использовать Молитву Господню для подобной «заземлённой Мирской» цели значит идти против -- очевидной Божией истины.

В самом деле, в молитве Господней, как раз наоборот, всё ОТВЛЕКАЕТ -- нас от земли, ОТРЫВАЕТ -- от привязанности Мирскому от -- Многозаботливости, влечёт нас -- к Господу, от Которого – всё. Достаточно просмотреть прошения, и мы увидим, что вся молитва носит -- Надземный характер. А указанные прошения о «земле» только ещё сильнее утверждают нас в том, как мало отводится ей места: всего лишь «хлеб» – один, да и то только на один всего день. Другие прошения, приводимые выше, ещё сильнее говорят не о привязанности к Митрополита Вениамина (Федченкова) земле, а, наоборот, о Небесном, о Боге. И это совершенно необходимо: Мироотречение есть обратная сторона религии, мера любви к Богу. И не может быть иначе в молитве, данной нам Самим Богом – Сыном Божиим! Он пришел звать нас не к земле, а от земли -- к Небу!

Третье, общее направление молитвы можно обозначить словом – СПАСЕНИЕ души. Это особенно можно видеть в последних трех прошениях (о грехах, искушениях и лукавом); но им проникнуты и прочие слова молитвы. Можно выразиться еще иначе: характер Молитвы Господней – духовный. Так как религия имеет целью не материальное попечение о человеке, а духовное – душу его.

Если Митрополита Вениамина (Федченкова) же последние два общих, основных признака являются выводными из первоосновного, то можно повторить, что ГЛАВНАЯ мысль Молитвы Господней – есть устремление к Богу. Всё -- к Богу, всё – от Него.

В дополнение же к этому мне хочется оттенить ещё одно душевное настроение, которое должно пребывать в нашем сердце при чтении этой молитвы – настроение Надежды.

Молитва Господня с самого первого слова её «Отче» – Отец – и до просьбы об избавлении от лукавого, – вся она ВВОДИТ -- нас в такое УПОВАНИЕ -- на Бога, как родные дети НАДЕЮТСЯ -- на отца, на мать! И эта надежда есть – христианское благовестие Христова Евангелия, которое Он Сам не только преподал Митрополита Вениамина (Федченкова) нам в словах, но и исходатайствовал его на Кресте Своем. И потому, пусть смело приступает всякий из нас к этой СПАСИТЕЛЬНОЙ молитве – как бы ни был ГРЕШЕН – с этим светлым настроением Надежды! Надежды – на обязательную помощь Божию!

Ведь Бог только того и желает, чтобы -- давать, спасать, избавлять нас! И притом Он все это делает Сам, нам же остается -- лишь просить Его, молиться!.. Так мало!.. Так легко!.. И даже от грешника НЕ ТРЕБУЕТСЯ в молитве -- ни подвигов особых, ни борьбы, а лишь -- просить: оставь, прости, покрой!!!

Только одно лишь ставится условие – «Как и мы -- прощаем». Но и здесь Господь Митрополита Вениамина (Федченкова) – УЧИТ нас ПРОЩАТЬ -- своих врагов и обидчиков – УЧИТ нас ДОБРОТЕ! А Доброта – это и есть ГЛАВНОЕ условие – требование Господа к нам – ко всем людям на земле. Ибо Господь – ЧУЖДАЕТСЯ злобных людей и потому – НЕ МОЖЕТ им помогать. А в прочих прошениях не ставится уже -- никаких наших дел. Только молись, только проси! И Он всё устроит… Даже и о «хлебе» позволено молиться. Значит, и с нашими нуждами мы всегда, можем прибегать -- к нашему Отцу.

Когда читаешь Молитву Господню, пусть в твоё сердце -- ВОЙДЕТ мирный дух, дух -- НАДЕЖДЫ, что Бог -- всё слышит, что Он -- всё может, что Он -- хочет сделать нам Митрополита Вениамина (Федченкова) доброе.

Пусть не подходит к нам -- дух лукавый с внушениями, что Бог есть -- суровый Судия, что Он -- всегда наказывает нас, что Он -- не простит, что Он -- не даст! Нет, нет – это ЛОЖЬ! Он – Отец и всё дает даром: только проси и молись по-детски, с доверием, с несомненной надеждой. И эта надежда самая будет Ему лучшею жертвою с нашей стороны, вместо всяких собственных наших подвигов и добрых дел. Именно так молиться -- научил нас не человек, а Сам Сын Божий – Бог! Он знает, как нужно молиться нам. Но с самого начала приступания к молитве нам нужно установить себя в указанных основных Митрополита Вениамина (Федченкова) состояниях: устремиться -- всецело к Богу и непременно с надеждой на Него, оставив позади себя -- «Всякое житейское помышление» за малым изъятием (хлеб); и это опять – ради Бога же.

Есть и ещё одно ОБЩЕЕ -- для всех прошений молитвенное состояние: это редко нами замечаемое моление не в одиночку, не от себя, не только -- за себя лишь, а за -- ВСЕХ, от имени -- ВСЕХ нас. Но эту особенность – очень ВАЖНУЮ и часто ЗАБЫВАЕМУЮ нами – мы оставим до толкования подробностей Молитвы Господней. А сейчас лишь кратко заметим ее… И не забудем! Не забудем по одному уже тому, что о ВСЕОБЩНОСТИ – молитвы «Отче наш» мало кто Митрополита Вениамина (Федченкова) из нас думал и думает. Многие же просто впервые слышат об этом. Было и бывает часто это забвение и с нами недостойными.

Ещё я нахожу полезным внести маленькое успокоение в наши сердца и умы. У нас на земле так много забот, печалей, нужд, скорбей, задач и личных и служебных, общественных, что иной смутится и впадет в малодушие от такой «строгости» и надмирного духа Молитвы Господней: неужели и Бог -- не позволил просить Его о наших, пусть и не высоких, но больных нуждах? Неужели и Ему нет дела до наших маленьких и больших бед? Неужели и Ему не до нашей несчастной планеты с Митрополита Вениамина (Федченкова) её миллионами бедных детей Его?

Нет, дорогие братья, это -- не так! Не для огорчения дана нам эта -- чудесная молитва, а для -- УСПОКОЕНИЯ, для – НАДЕЖДЫ и мира, и радости ещё здесь, на земле! Господь всегда – ПОМНИТ о нас и наших нуждах и бедах и никогда -- НЕ ЗАБЫВАЕТ о нас, но всегда ПРИХОДИТ к нам -- на помощь, как только мы обращаемся -- к Богу с молитвой, с ПРОСЬБОЙ -- о помощи!

ОБЪЯСНЕНИЕ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ: "Отче наш".


documentapxflwz.html
documentapxfthh.html
documentapxgarp.html
documentapxgibx.html
documentapxgpmf.html
Документ Митрополита Вениамина (Федченкова)