Ашам — жертва повинности

В качестве ашама (или повинной жертвы) приносится баран, и эта жертва искупает прегрешения пяти родов. Только два из них упомянуты в разделе Ваикра, а именно:

· Повинная жертва за воровство. Эту жертву приносили те, кто украл или утаил чужие деньги или имущество. На очной ставке с потерпевшим вор отрицал владение чужой собственностью и давал ложную клятву. Если позже он раскаивался в своем грехе, то обязан был вернуть украденное имущество и плюс к этому пятую часть его стоимости. Кроме того, он должен был принести жертву ашам.

Тора требует приносить жертву за грех воровства, чтобы искоренить представление о том, будто человек может Ашам — жертва повинности держать у себя чужие деньги до тех пор, пока он, в более поздний срок, не вознамерится совершить предписанное возвращение капитала плюс одна пятая его стоимости. Чтобы внушить нам серьезность этого преступления, в Торе введена жертва за него.

· Повинная жертва за получение выгоды от освященного предмета, принадлежащего Храму. Этот случай касается тех, кто ест или извлекает другую выгоду от пищи или имущества, принадлежащих Храму. Вот некоторые примеры: использование для личной выгоды камня из здания Храма, дерева, пожертвованного для сожжения на жертвеннике; употребление в пищу части жертвы, которая должна быть сожжена или отдана коэнам.

Это прегрешение называется меила. Кроме возвращения имущества и уплаты Ашам — жертва повинности одной пятой его стоимости, человек, совершивший грех, должен также принести барана в жертву ашам.

Остаются еще три типа жертвы ашам:

· от человека, согрешившего с полурабыней, предназначенной в жены другому (см. раздел Ахарей мот, Ваикра, 19:20-22);

· от назира (раздел Насо, Бемидбар 6);

· от прокаженного (раздел Мецора, Ваикра 14:12—17).

Последний тип ашама — “висячий ашам” — будет пояснен ниже.

Висячий ашам

Надо принести барана или ягненка в жертву ашам в следующих случаях.

Некто думает, что он, возможно, совершил грех, за который требуется принести жертву хатат. Однако он не уверен, что действительно допустил прегрешение. Например, ему поднесли два куска жира, один из которых был кашерным, а другой — нет Ашам — жертва повинности. Он съел один из кусков, а от другого отказался, но впоследствии не мог вспомнить, был съеденный кусок кашерным или запрещенным. В таком случае он должен принести жертву, называемую “висячий ашам”. Это выражение означает, что если впоследствии он обнаружит, что действительно согрешил, то должен, кроме того, принести еще и жертву хатат.

Почему в Торе установлена жертва даже для того, кто не уверен, согрешил ли он на самом деле или нет? Тора хочет показать нам, что мы должны избегать любой ситуации, которая может привести к прегрешению. Неокончательная жертва искупает не настоящий грех, а простую неосмотрительность, так как неосмотрительность в делах души — сама Ашам — жертва повинности по себе зло.

Вот пример такой нравственной небрежности. Человек, закупивший банки с консервированным тунцом, услышал, что некоторые банки из этой же партии были испорченными и есть опасность получить пищевое отравление.

Допустим, что вероятность этого невелика. Однако ему следует без колебаний выбросить все консервы, несмотря на потраченные деньги, чтобы не рисковать понапрасну здоровьем.



Однако если тот же человек услышал, что в партию тунца, в которой банки помечены “знаком кашерности”, случайно попали несколько некашерных зубаток, следует ли ему выбросить банки и в этом случае?

В Торе говорится, что опасность, связанная со всяким грехом, так же реальна и актуальна Ашам — жертва повинности, как реальна возможность отравиться ядами. Поэтому мы должны так же точно избегать греха, как и физической опасности.


documentapxeaxl.html
documentapxeiht.html
documentapxepsb.html
documentapxexcj.html
documentapxfemr.html
Документ Ашам — жертва повинности